Вслед за таким бестселлером, как «Французские дети не плюются едой», вышла книга и о китайских детях. Автор – американка китайского происхождения – переехала в Шанхай с мужем и маленьким сыном и начала погружение в местную образовательную систему. Даст ли китайская школа ее ребенку больше, чем американская? Чтобы ответить на этот вопрос, Ленора Чу исследовала обучение математике в школах Шанхая и Массачусетса.
Как учат математике в китайской школе
— Здесь у нас семи- и восьмилетки, — произнес учитель Ни.
— Это сильные в математике дети? — спросила я, насчитав в классе тридцать две головы. В Америке эти дети учились бы во втором классе.
— Нет, обычные, — ответил Ни, — средние, по шанхайским меркам. Некоторые родители учили их тому-сему еще до начальной школы, но мы теперь больше даем им играть, пока они маленькие.
Эти слова — «по Белой библии»: так я привыкла называть любые попытки государства сделать образование добрее и мягче по отношению к учащимся, — но я ни на миг не поверила, что эти дети, пока были совсем малышней, безвылазно торчали на игровой площадке.
Ученики сидели на серых металлических складных стульях в группах по шесть и восемь вокруг прямоугольных деревянных парт и оживленно болтали. Обстановка —типичная для традиционной китайской школы: уложенные плиткой холодные полы, голые стены — если не считать красно-желтого китайского флага в рамке.
В девять ноль-ноль в класс вошел старший учитель, и все тут же затихли.
— Начнем урок, — объявила учительница Чжоу, стройная женщина, замершая перед классом.
— Встать! — рявкнула девочка-вожак.
Тридцать один стул скрипнул по полу, ученики вылезали из-за парт.
— Доброе утро, ученики! — сказала учительница, обращаясь к классу.
Ученики ответили, а затем обратились ко мне и учителю Ни:
— Доброе утро всем учителям!
— Прошу садиться, — сказала учительница Чжоу, поворачиваясь к доске. — Вчера мы посмотрели видеоролик, в котором нам рассказали о квадратных числах. Сейчас я попрошу вас возвести в квадрат какое-нибудь число при помощи точек, справитесь?
— Справимся! — хором ответили дети.
— Начнем! — объявила учительница. Тридцать две головы склонились к тридцати двум планшетам, и я отсчитала восемьдесят секунд тишины. Затем учительница резко хлопнула в ладоши, трижды. — Раз! Два! Три! — рявкнула она.
Источник: 7ya.ru