ЕГЭ опять передвинули, и новые сроки пока неизвестны. А некоторые родители из-за эпидемиологической обстановки уже сомневаются, стоит ли вообще отправлять сына или дочь учиться в другой город – или сделать перерыв на год? Эта практика становится все популярнее в мире (но не у нас – из-за службы в армии). В том числе и потому, что в вузы приходят все более инфантильные первокурсники, считают американские психологи. Они предлагают родителям задуматься о готовности выпускника школы к учебе в вузе. Да, наши реалии отличаются от американских, но больше самостоятельности нашим детям тоже не повредит, не так ли?
Есть много причин, по которым дети могут быть не готовы к учебе в вузе сразу после школы. Им может не хватать навыков самосознания или саморегуляции, они могут быть не готовы жить самостоятельной жизнью (в США поступление в вуз почти наверняка предполагает переезд из дома в университетский кампус). Или они могут перегореть после четырех лет работы на полную катушку в старшей школе ради поступления.
Вот некоторые вопросы для определения готовности ребенка к поступлению в вуз.
Берет ли он на себя ответственность за свою жизнь?
Кто инициировал поиск вуза? Если ученик не может написать письмо с заявкой о поступлении и сочинение самостоятельно или с помощью, которую попросил сам, скорее всего, он не готов. Некоторые дети настолько защищены, что к семнадцати годам не очень понимают, как самостоятельно заботиться о себе, — они даже не представляют, что для этого нужно. Можете ли вы отправить своего ребенка жить в нерегулируемой среде, если он никогда не задумывался о том, чтобы постирать свои вещи или приготовить еду?
Нед однажды занимался с ребенком, который понятия не имел, что такое сито. «Оно похоже на дуршлаг», — сказал Нед. Парень тупо уставился на Неда. «Ну, знаешь, — продолжил Нед ободряюще, — когда варишь спагетти, после того как они сварились, ты перекладываешь их в дуршлаг, чтобы слить воду. Это такая металлическая штука с дырочками внизу».
«Я не готовлю. Никто в моей семье не готовит», — ответил парень.
«Ух ты, наверное, вы часто ходите по ресторанам», — сделал вывод Нед.
«Да нет, — ответил мальчик, — у нас есть домработница».
Очевидно, наличие домработницы не лишает права поступать в вуз. Но в этом случае ребенок рос с уверенностью, что для него все должны делать другие люди. Когда он поступил в Университет Джорджии, все пошло не так. Нед встретил этого юношу во время осенних каникул в День благодарения, и мальчик объявил, что все в колледже «такие тупые, просто кучка идиотов». Он вылетел к концу первого семестра. У него вообще не было чувства ответственности за свою жизнь.
Ваш ребенок адекватно себя воспринимает?
Знает ли он, что именно ему дается тяжело и как это на него влияет? Признаёт ли он, что, когда спит меньше восьми часов, становится раздражительным? Известно ли ему, что в состоянии стресса ему поможет пробежка? Понимает ли, когда работает лучше всего и когда ему нужно отдохнуть? Знает ли, с чем ему может понадобиться помощь в вузе?
Вы можете сказать, что даже многие взрослые не сумели бы ответить на эти вопросы. Но для того, чтобы ваш ребенок успешно освоился в университетской среде, жизненно необходимы базовый уровень самовосприятия, готовность заботиться о себе и умение модерировать или менять поведение, если это необходимо для его же собственного блага.
Источник: 7ya.ru