Многие родители первоклассников делают с детьми уроки. Кто-то прямо садится за стол и вместе с ребенком читает параграф, некоторые стоят рядом и следят, чтобы сын или дочь не отвлекались. Домашние задания проверяют почти все. Насколько необходимо такое участие родителей в учебе детей?
Если нам нужно, чтобы ребенок быстро выполнял все задания и получал хорошие оценки, совместное приготовление уроков может быть весьма эффективным решением. Убеждена, вы гораздо лучше своего сына или дочери сможете сделать проект о семье. И мир глазами кузнечика нарисовать тоже сумеете лучше. Учитель будет очень вами доволен.
Если же мы ждем, что ребенок сможет через какое-то время самостоятельно выполнять учебные задания, учиться ответственному отношению к своим обязанностям, сделать образовательный процесс частью своего образа жизни, научится сам находить удобный для себя способ решения проблем — ваше постоянное участие будет только мешать.
Почему? Да просто потому, что активное участие любого взрослого не позволит ребенку эмоционально присвоить себе какое-либо дело.
Что значит эмоционально присвоить
Чтобы лучше понять, что такое эмоциональное присвоение, давайте вспомним несколько типичных жизненных ситуаций.
Ребенок двух лет пытается влезть на горку по лестнице. Он стоит на второй ступеньке очень долго, слушая свои руки, ноги, поднимая голову и прикидывая высоту. И тут подходит папа и говорит: «Ну чего же ты, дай-ка я тебе помогу…» Берет ребенка под мышки и пытается поднять повыше.
Если вы хоть раз были на месте этого папы, то могли заметить, как расслабляются малыши, когда их вот так берут на руки и начинают помогать. Ноги малыша волочатся свободно по лестнице, руки безвольно висят… Сейчас тебя доставят на нужную высоту, стараться больше не надо.
Если ребенок начинает активно перебирать ногами и отпихивать родительские руки — это блестящий результат: ваш ребенок настолько мотивирован, что не позволяет себе мешать! С другой стороны, если вы собирались только слегка подтолкнуть, ребенок может слишком расслабиться, потерять бдительность и сорваться вниз, в лучшем случае — в ваши крепкие руки.
Первоклассник готовит проект по окружающему миру (обычно это сводится к приклеиванию картинки на листок и написанию четырех-пяти предложений). Мама подходит к столу, где ребенок работает, смотрит у него из-за плеча, вздыхает и говорит: «Ну что за безобразие, приклеиваешь криво, картинка не та, надо было сделать поля, в третьей строчке помарка… Давай-ка я тебе помогу».
Ребенок может реагировать по-разному, но внутри у него — совершенно точно! — появится гнев, затем обида, затем равнодушие. В зависимости от темперамента ребенка участливый родитель получит в качестве обратной связи только первую эмоцию, только последнюю — или весь коктейль.
Эти истории могут произойти только с хорошими, неравнодушными родителями, которые случайно, из добрых побуждений присваивают задачу, которую решает ребенок, его сложности, а заодно и успех от выполнения.
Источник: 7ya.ru