Главная / Семья / Усыновление / Как помочь ребенку из детского дома войти во взрослую жизнь

Как помочь ребенку из детского дома войти во взрослую жизнь

Дети из детских домов и интернатов, выходя во взрослую жизнь, испытывают огромные трудности. Потребительская позиция, которая годами формируется у ребенка «в системе», мешает научиться жить самостоятельно и стать полноценным членом общества. Помочь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, позволяет программа сопровождаемого наставничества «Старшие Братья Старшие Сестры».

Наставник Георгий и Эрик

Волонтер программы становится другом и наставником ребенку и благодаря выстроенному доверию имеет возможность влиять на его мировоззрение. Он выступает в качестве ролевой модели, помогает лучше ориентироваться в реальной жизни.

К детям, живущим в детских домах и интернатах, часто приезжают спонсоры и волонтеры, но такие разовые встречи не могут значительно изменить жизнь ребенка. Именно поэтому основополагающие принципы программы — долгосрочность и регулярность.

Подбор волонтера происходит под конкретного ребенка, исходя из его нужд и задач, которые перед ним стоят. И общение с ребенком носит не стихийный характер, а имеет конкретную цель, которую куратор программы помогает определить волонтеру. Например, повысить финансовую грамотность, научиться самостоятельно передвигаться по городу или более свободно общаться.

Все это простые навыки, которыми семейные дети овладевают в процессе взросления, даже не замечая, как это происходит. В большинстве своем они отсутствуют у детей из детских домов и интернатов. Наставник помогает ребенку приобрести знания, которые помогут во взрослой жизни. И делает это так, что ребенок сам готов учиться.

Наставник Екатерина и Саша

Как наладить контакт с ребенком

Для волонтеров участие в программе — всегда испытание. Не со всеми детьми удается установить контакт сразу, зачастую это требует времени. Рассказывает волонтер программы Екатерина:

— Первые полгода было достаточно сложно найти взаимопонимание с ребенком. Даня более чем демонстративно не шел на контакт: мог крикнуть на меня или не захотеть заниматься тем, что я для него приготовила. Должно было пройти какое-то время, чтобы ребенок начал мне доверять. Я не первый взрослый человек, который к нему приходит, многие потом не возвращаются, так чем я отличаюсь от других? Со временем Данил стал более открытым. Он начал сам рассказывать о таких вещах, которые раньше из него клещами нужно было вытягивать — о школе, о том, как провел время, что делал, о чем мечтал или думал.

Вот что говорит о причинах нежелания ребенка идти на контакт куратор программы сопровождаемого наставничества «Старшие Братья Старшие Сестры» Руслана Яценко:

— Мы работаем с детьми, которые пережили психологическую травму, часто не одну. У многих сформировано базовое недоверие к людям и миру. Это сказывается на способности выстраивать отношения и проявляется в процессе общения.

Первое время любой ребенок взаимодействует исходя из привычного стиля поведения. Он может быть сверхактивным, или общительным, или агрессивным. Общение с ребенком на этом этапе происходит поверхностно. Ребенок не уверен, что это надолго, у него есть ожидание, что человек исчезнет. Только благодаря регулярности встреч и искренней заинтересованности в личности ребенка удается создать предпосылки для формирования доверия к конкретно к этому человеку.

Ребенок понимает, что эти отношения стабильны. Уровень тревоги снижается, и ребенок становится способен на более искренние проявления. По опыту этот процесс занимает от полугода до года, поэтому год — минимальный срок участия в программе, хотя в среднем пара Наставник — Ребенок существует 3,5 года.

Источник: 7ya.ru

Смотрите также

Чем дети-отказники отличаются от тех, за кем с рождения ухаживали мамы

Иногда велик соблазн сделать вид, что усыновленный ребенок ничем не отличается от кровного. Увы, это …