Москва. 6 июля. — Тинькофф банк в среду объявил о приостановке до 1 октября 2022 года валютных SWIFT-переводов физлиц, ссылаясь на ужесточение политики зарубежных контрагентов по обработке платежей российских клиентов. Другие российские кредитные организации, опрошенные «Интерфаксом», тоже отмечают сложности с увеличением сроков проведения валютных переводов, но массово отказываться от платежей по SWIFT пока не собираются.
Первый пошел
Тинькофф банк с 6 июля и до 1 октября 2022 года временно прекратил проводить исходящие SWIFT-переводы физлиц в иностранных валютах, сообщила кредитная организация в среду. Это касается переводов во всех валютах, включая доллары США, фунты стерлингов и ранее приостановленных переводов в евро. «Решение обусловлено невозможностью обеспечить приемлемый уровень сервиса для наших клиентов из-за ежедневно ужесточающихся требований западных контрагентов и драматичного снижения числа обрабатываемых ими платежей российских клиентов», — отметил банк.
Кредитная организация заявила, что по мере формирования понятных правил и процедур проведения западными партнерами SWIFT-платежей российских клиентов она надеется возобновить предоставление этого сервиса.
Тинькофф банк обещает исполнить SWIFT-переводы клиентов, ожидающие обработки, «в разумные сроки». «Средний срок проведения SWIFT-переводов российских клиентов уже достигает нескольких недель и продолжит увеличиваться из-за ужесточения комплаенс-процедур западных партнеров», — отмечает банк.
Входящие SWIFT-переводы осуществляются по действующим тарифам. Сроки и возможность их зачисления на счета российских клиентов зависят от готовности операторов западной финансовой инфраструктуры обрабатывать платежи в адрес российских клиентов, заявил Тинькофф банк.
Комиссия за входящие SWIFT-переводы в долларах, евро и фунтах составляет 3% от суммы перевода. Комиссия списывается в валюте счета, на который поступают средства. Если деньги приходят на рублевый счет, валюта конвертируется в рубли по курсу банка. Минимальная комиссия — $200, 200 евро, 200 фунтов или 15 тыс. рублей, но не больше суммы перевода, говорится в материалах на сайте банка.
«Мы вынуждены приостановить проведение исходящих SWIFT-платежей вплоть до 1 октября. Тинькофф долгое время боролся за то, чтобы SWIFT-переводы, работа которых на 95% зависит от западной платежной инфраструктуры, оставались комфортным способом перевода денег для жителей страны. Вынужден признать, что мы в Тинькофф оказались в ситуации держателя «плохой франшизы» и наших усилий оказалось недостаточно для того, чтобы западные партнеры выполняли свою часть договоренностей в разумные и комфортные для наших клиентов сроки», — заявил председатель правления Тинькофф банка Станислав Близнюк (его слова приведены в сообщении).
SWIFT must go on!
Тинькофф — пока единственный российский банк, не находящийся под санкциями, который публично объявил о приостановке валютных SWIFT-переводов. Таким образом, он в буквальном смысле реализовал свой знаменитый слоган: «он такой один».
Другие российские банки, несмотря на сложности на стороне зарубежных банков-партнеров, пока отказываться от этого типа транзакций не планируют, так как он является основным.
«На данный момент мы не рассматриваем вариант приостановки переводов. После ухода MasterCard и Visa, SWIFT — одна из оставшихся возможностей перевести деньги в Европу, США, Турцию и ОАЭ, а также на свои счета в Казахстан, Армению и Узбекистан. Мы отмечаем рост количества таких переводов по сравнению с апрелем 2022 года», — сообщил «Интерфаксу» исполнительный директор, директор департамента банковских операций и обслуживания платежных карт банка «Ренессанс кредит» Михаил Лейтес.
Кредитная организация, по его словам, продолжает проводить переводы через SWIFT в иностранные банки без ограничений, однако, начиная с марта-апреля 2022 года, они стали занимать больше времени. «Трудности в осуществлении переводов связаны только с тем, что западные банки часто запрашивают дополнительную информацию по переводам, например, цель перевода, даже если это перевод родственнику, или уточнение взаимоотношений между отправителем и получателем. Это все может приводить к задержке в проведении платежей в 3-7 дней, а также к дополнительной переписке. Кроме того, некоторые переводы стали возвращаться из банков Европы и США с указанием «невозможно зачислить на счет получателя из-за внутренней политики банка», — заявил банкир.
МТС-банк сообщил, что осуществляет валютные переводы в штатном режиме и не планирует их приостановку. «В настоящее время банк не рассматривает введение лимитов на проведение операций. Также в нынешней ситуации отдельные платежи могут исполняться зарубежными банками с задержками в связи с проведением дополнительной переписки с банками-партнерами», — отметил представитель банка.
Росбанк не собирается приостанавливать SWIFT-переводы. «В течение нескольких последних месяцев скорость международных расчетов значительно снизилась, а также возросло количество возвратов по платежам. Данные задержки/возвраты связаны не с деятельностью самой системы SWIFT, а с банками-корреспондентами и банками-получателями валютных платежей», — сообщили в пресс-службе кредитной организации.
Альтернативы SWIFT-переводам есть, но все-таки пока это основной канал проведения платежей, сообщил представитель банка «Уралсиб». «На данный момент мы смотрим за общей картиной, но приостанавливать переводы не планируем, хотя проверки в сторонних банках, конечно, стали более продолжительными», — отметил он.
Абсолют банк тоже не планирует приостановку платежей по SWIFT. «В среднем срок отправки перевода составляет 1-3 дня, в зависимости от страны и банка-получателя», — сообщили в пресс-службе кредитной организации.