Суббота , 18 сентября 2021
Главная / Дети / Детское чтение / Чтобы ребенок читал: пошаговое руководство для родителей

Чтобы ребенок читал: пошаговое руководство для родителей

«Как сделать так, чтобы ребенок читал?» — с этим вопросом к детскому писателю Юлии Кузнецовой часто обращаются родители нечитающих или не очень читающих детей. Ответом стала книга «Расчитайка», в которой мама троих детей и автор, пишущий для малышей и подростков, помогает родителям создать условия для детского чтения. И начать Юлия Кузнецова предлагает с простого, казалось бы, вопроса: «Зачем читать книги?».

Почему родители хотят, чтобы дети читали?

Если поместить в поисковик запрос «Зачем детям читать книги?», то обнаружится целая подборка статей на разных сайтах, где разъясняется польза чтения для ребенка.

Чаще всего в них упоминаются познавательная и воспитательная функции чтения, а также улучшение речевых способностей маленького человека, который благодаря чтению узнает много новых и красивых слов и начинает употреблять их в разговоре. Но те ли это причины, по которым стоит требовать от детей «читать, читать и читать», и лучше книги потолще, желательно классику, а не «эти твои комиксы по сотому разу»? Давайте разберемся.

В наше время удовлетворение познавательной функции преимущественно взял на себя интернет. Проведем небольшой тест. Предположим, что ребенок спросил вас: «Как возникает тайфун?». Вы предложите уточнить эту информацию в книге или возьмете смартфон и найдете все о тайфунах, параллельно демонстрируя ребенку фото и видео? Скорее всего, второе. А ребенок, наблюдая за вами, сделает вывод: не знаешь — погугли.

Идем дальше. Воспитательная функция. Как показывает практика, дети далеко не всегда считывают воспитательный посыл, который содержится в книгах, когда читают сами. Ведь им в первую очередь интересна история. А вот морально-нравственный аспект, как правило, всплывает при обсуждении книги со взрослыми, а еще лучше — когда эту книгу взрослый читает вслух и может проговорить какие-то темы по горячим следам.

Наконец, язык и речь. Знаете ли вы семьи, где взрослые разговаривают между собой, частенько используя обороты со сниженной лексикой и идиомами, далекими от литературного языка, а их дети при этом выражаются «высоким штилем»? Нет! Даже предположение звучит комично. Наоборот, часто негативно судят о семье по детям, которые грубо разговаривают на детской площадке: «Видно, дома такие обороты приняты».

Чтобы знал и любил

Есть еще одна причина, которая часто упоминается родителями и заслуживает отдельного внимания. «Чтобы знал и любил классику — это наша история» — совершенно справедливая установка. Детям важно знать и классику, и историю.

А вот с «любить» сложнее. Проблема в том, что наше старшее, «бесфейсбучное» поколение отличается от современных детей. Мы умели концентрироваться на большом тексте. Нашим детям это трудно. Они воспринимают информацию совершенно иными объемами. Им надо как можно быстрее узнать, что, с кем и как приключилось. То есть концентрация информации на единицу текста обязана быть очень плотной.

А откройте роман Достоевского или Толстого. Сколько строчек посвящено описанию людей? А природы? Дело вовсе не в детской лени. Дело в навыке считывать и воспринимать информацию.

Я думаю, каждый родитель и так обо всем этом догадывался. Почему же мы продолжаем требовать, чтобы дети читали толстые бумажные книги? Можно с сожалением констатировать: многие делают это на автомате. Нас так учили, и мы так учим. Зачем? А кто его знает, хуже не будет.

Источник: 7ya.ru

Смотрите также

Что читать ребенку? 10 книг, написанных любящими родителями

Появилось ли у вас в эти дни больше времени для чтения детям? Если да, то малыши, дошкольники и даже младшие школьники, …