Суббота , 20 апреля 2024
Главная / Образование / Школа / Юлия Гиппенрейтер: «Школа — это лаборатория по изготовлению пассивных, послушных людей»

Юлия Гиппенрейтер: «Школа — это лаборатория по изготовлению пассивных, послушных людей»

До начала учебного года остался месяц, и родители все чаще думают о взаимоотношениях со школой. Новая книга психолога Юлии Борисовны Гиппенрейтер – это записи бесед с родителями и ответы на их вопросы.

Нужно ли настаивать на обязательном чтении?

Мама: 11-летнего сына интересуют легкие произведения про сверстников — Сотникова, Медведева. Он с удовольствием такие книжки читает. А сейчас по школьной программе уже начинается «Кавказский пленник». И такие морально тяжелые произведения читать ему не хочется, и он объясняет: не хочется страданий, интересно более легкую литературу читать. Как вы считаете, должны ли мы настаивать на обязательном чтении?

Ю. Б.: С детьми не стоит ни на чем настаивать, особенно на чтении. Ужасно, когда из-за этого отшибается любовь к чтению! Худший пример — «список литературы на лето». Родители заставляют детей читать по этому списку, а если он для детей — как рвотный порошок?!

Они начинают не любить автора, то или иное произведение. Самую лучшую вещь на свете можно испортить настаиванием!

Чтение — это святое. Нельзя, чтобы родитель хотел, чтобы ребенок читал больше, чем он сам того хочет. С любовью к чтению надо быть очень аккуратным. Это же любовь к мысли, слову.

Очень важно читать вслух, потом обсуждать, следить за реакцией ребенка. Может случиться, что ребенок и «Кавказского пленника» залпом прочтет, и потом всего Толстого. Но вводить серьезное чтение, понимание его, надо постепенно, усиливая серьезность книг.

Мама: Если он сам читает книжки, но не все, а выбирает отдельные места, не надо настаивать, чтобы он прочитал книжку с первого до последнего слова?

Ю. Б.: Ни в коем случае! Это так же, как с едой: небольшую порцию он съест. А если наложите во-о-от такую тарелку — и «извольте доесть все!» Так вы воспитаете отвращение к еде.

То же самое относится к «еде» интеллектуальной, и к математике, и к физике, к чему угодно. Важно поддерживать и сохранять живую душу ребенка. Во всех занятиях — в игре, в желании самому что-то сделать, что-то узнать. Интерес к серьезному чтению развивается, когда ребенку предоставлена свобода.

Мама: Еще по школьной программе надо прочесть «Остров сокровищ», а он не хочет читать, говорит, что ненавидит эту книгу. Он ее так и не дочитал до конца. Мне заставить его все-таки ее дочитать?

Ю. Б.: Надо так сказать: «Сын, ты сам знаешь, что тебе интересно. Давай поищем те книги, которые тебе по душе. А то, что заставляют, читать не будем!». А учительнице скажите: «Знаете, я лично разрешила ему сейчас читать не все, что по программе. Пусть это будет под мою ответственность!»

Источник: 7ya.ru

Смотрите также

От чего на самом деле устают дети на дистанционном обучении?

Большинство московских школьников второй раз столкнулись с долгим периодом дистанционного обучения, и сколько оно продлится …